В 1697 г. посланы были царем Петром I заграницу 37 человек из известных московских фамилий, для изучения морского дела. В числе их был стольник Петр Толстой, впоследствии, глава Тайной канцелярии. Во время путешествия он вёл путевой дневник с краткими сведениями о тех местностях, в которых ему приходилось бывать.
Из Москвы Толстой отправился 20 февраля 1697 г. Путь его лежал через земли Речи Посполитой …
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ стольника П. А. Толстого о Могилеве 1697 г.
….Марта в 29-й день. Из деревни Воинова приехал ночевать в село Лупалово, от Воинова 3 мили; в том месте путь надлежало мне ехать подле реки Днепра по левую сторону. То упомянутое село Лупалово, против города Могилева на берегу реки Днепра.
Марта в 30-й день. Переехав р. Днепр на пароме, приехал в город короля польского Могилев. На том перевозе немалая была конфузия, т.е. замешание от могилевских начальников для того, что могилевцы имели некоторое опасение, перевозить москвичей через реку Днепр в Могилев им было не велено. Для того замешание ходил я в ратушу с проезжею великого государя грамотою, где, ту проезжую грамоту смотря, бурмистры отослали меня с тою грамотою в верхний город. В том верхнем городе, ту проезжую грамоту смотря, отослали меня с тою грамотою на двор одного начальнаго человека, которым в то время был от гетмана литовского Сапеги прислан в Могилев, который называется пан Бурба. Тот упомянутый Бурба, смотря ту проезжую грамоту, велел меня, со всеми при мне бывшими людьми и вещами, перевезти через реку Днепр и велел мне стоять на предместье, а не в городе. А в город велел пускать меня временно, для какой нужды случится. И стоял я на предместье на дворе у мещанина, который благочестивой греческой веры.
Город Могилев велик, и около города посады великие, много в посадах садов. Тот город Могилев много больше Смоленска. Кругом посадов, город земляной, от реки Днепра зачат, и паки к реке Днепру приведен. Верхний город земляной же, зело высок; в городе двое проезжих ворот каменных да двое деревянных, башен кругом нет. В Могилеве живут купецкие люди. Тот город каменный, называется королевская экономия, т. е. королевский, дворцовый, а мещане попросту называют тот город королевская кухня.
Жители Могилева мещане, в большинстве благочестивой греческой веры. В Могилеве монастырь благочестивый, называется Братским, живут в нем иноки. Около монастыря ограда каменная, и церковь в нем соборная каменная же, немалая, изрядного строения. В том же городе другой монастырь благочестивый называется Спасским, в нем церковь деревянная. На посад в три церкви каменные да восемь деревянных, всего 11 церквей благочестивых, да за городом в двух верстах от Могилёва, монастырь мужской, в нем церковь каменная изрядного строения, за городом же монастырь Николаевский, а в нём живут иноки благочестивой греческой веры. В том монастыре церковь каменная изрядного строения. На посадах мещанских богатых домов зело много, строения каменного, многие дома деревянного хорошего строения. В том городе Могилёве много живет евреев, и зело богатые дома имеют изрядные. Мещанских домов в Могилеве и на посаде с 20000, а жидовских с 10000. В том городе улицы вымощены диким камнем; рядов в Могилеве много, в которых лавок зело много для продавания всяких товаров изрядных, в рядах лавки каменные.
В том город римской веры людей немного, и костелов римских в Могилеве только два, и те гораздо небогаты, один каменный, зело древний, другой деревянный, в котором служат иезуиты, а каменный костёл называют фарою и служат в ней плебаны, да на предместье церковь римская деревянная; у той церкви живут законники римские. Алтари в римских костелах сделаны по обыкновенно римскому без переграды и без дверей, также и престолы по их западному обыкновению, а для приходящих поделаны в римских церквях места, где приходящие стоят и садятся.
Того же числа был я в кармелитском костеле; тут сделаны в алтарь двое дверей, подобно как бывает в восточной церкви южные и северные, и написаны на них образы Мельхиседека и Аарона. Между тех двух дверей сделан престол, а царских дверей нет. В том же костёле еще других пять престолов; в том костеле, украшение святым иконам и убрание престолам хорошее, подобно восточным церквям; и главы на них и кресты есть четвероконечные, и колокольни у костелов есть, и колокола невеликие бывают, и благовест; и звонят оцепами.
В том городе хлеб купить высокою ценою, xapчy всякого иного, и рыбы живой немало, однако ж, не недешево. Правитель того города называется вице-зконом а в мою бытность в Могилеве его не было; был в то время в Вильне у гетмана Сапеги.
Марта в 31-й день, т.е. в среду страстной недели, был я в вышеупомянутом Братском монастыре у прежде освященной обедни; в том монастыре церковь соборная великая, в ней 6 столпов, около столпов сделаны хоры. Строение в той церкви изрядной резной работы золоченое. Та церковь вся подписана стенным письмом изрядным, иконостас резной, золоченый, великий изрядной работы. На страстной неделе в той церкви иконостас весь и святые иконы завешаны были крашениною вишнёвой, и по той крашенине писаны страсти Христовы живо добрым письмом. Служба в той церкви отправляется греческого обыкновения, зело чинно, святые иконы у столпов изрядных писем и зело богатым украшением убраны. Та церковь построена во имя св. Богоявления. У той церкви по обеим сторонам по приделу, один в имя Сошествия св.Духа, другой во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Того же дня был я за городом в церкви Воскресения Господня; та церковь деревянная, иконостас в ней золоченый, резной и завешан был на страстной неделе так же, как и в упомянутом Братском монастырь, для воспоминания святых Господних страстей.
Того же дня я был в римской каменной церкви, где; службу отправляют плебаны, т.е. белые попы; тот костел великий, называют, его во имя Успения Пресвятой Богородицы: в том костеле строение по обыкновению римскому, суть в нем три престола, убора хорошего нет. На правой стороне в том костёле сделан гроб Господень, на котором лежала плащаница; тот гроб сделан подобно кровати и убран разными материалами, и по краям завесы; па нем сделано множество зеркал небольших и средних, а у самой стены поставлено великое зеркало, и издалека зрению человеческому является изрядная перспектива: около того гроба множество лампад с маслом, которые все были запалены в потребное время. В том же костеле на хорах стоять органы небольшие.
В Могилеве же вновь строят иезуиты каменный кляштор, т.е. монастырь немалый, построено уже много того монастыря каменным строением.
Апреля в 1-й день, т.е. в четверток страстной недели, был я в церкви Воскресения Христова; в то время в той церкви не было действа омовения ног по обыкновению греческого закона, и в соборной церкви у них того действа не бывает. На литургиях, и ектеньях, в мою бытность в Могилеве упоминали о царях православных и великих князьях, о панах и обо всем воинстве, для того, что в то время короля польского еще не было избрано: также на ектеньях упоминают о вселенских патриархах православных и о киевском митрополите православном же.
Апреля во 2-й день, т.е. в великую пятоки, был я у вечерни в Братском монастыре; вечерня была в то время в теплой церкви: та тёплая церковь каменная, без сводов и с накатным потолком иконостас в той церкви и всякое строение изрядное; построена та церковь во имя святого евангелиста Иоанна Богослова. В то время, как на вечерне в пропели стиховну, из алтаря священники вынесли на главах плащаницу и понесли в большую соборную церковь св.Богоявления; а священников было в облачении пять человек, а дьяконов было в облачении три человека. Как несли святую плащаницу, в то время звон был в том монастыре великий; та плащаница—писанная по белому атласу; и положили ту плащаницу в большой соборной церкви пред царскими дверями. Под тою плащаницею в большой соборной церкви вместо гроба был стол обит полотном, а сени над плащаницею и иных надписей и лампад, и никакого убора и украшения не было. И как принесли в большую церковь, в то время пели стихиру «Придите, ублажить» и целовали плащаницу все. Потом проповедники сказывали сказание на кафедрах о распятии и погребении Господнем. А в великую Субботу кругом церкви там плащаницы не носят.
Тот город Могилев по королевским привилегиям вольный город, а эконом мещан могилевских ни в чем не ведает, а судит их во всяких делах войт. От проезда с московской стороны на левой стороне г.Могилева течёт река Дубровенка и впала в реку Днепр подле самой могилевской стены.
Апреля в 3-й день, т. е. в великую субботу, был я у обедни в Братском монастыре и в соборной церкви того монастыря. Темный завесы от иконостаса отобраны были, и убрана была та церковь уборами изрядными.
Апреля в 4-й день. В ночь святой Пасхи в пятом часу начался быт в Могилеве у благочестивых греческих церквей благовест к заутрени, и я в то время был у заутрени в Братском монастыре. Около того монастыря, и по воротам градским, и по стенам во время утреннего пения было немало стрельбы из пушек; также и у иных приходских церквей благочестивых во время великоденской утрени была пушечная стрельба немалая. Могилёвские жители к утрени на святую Пасху яиц не приносят.
Того же числа в день св.Пасхи слушал литургию в Братском монастыре в соборной церкви. Святую литургию служил наместник и с ним шесть человек священников, да три человека дьяконов, все были в золотом облачении, зело богатом. В то время во всем иконостасе пред всеми святыми иконами свет был предивный, золоченных превеликих свечей запалено было множество, и в самых верхних поясах запалено свечей премного ж. А как начали читать апостол, в то время из многих пушек стреляли троекратно. Св.евангелие читали священники и дьяконы, которые были в службе; всех читало св.евангелие десять человек.
В алтаре из тех. читало два человека священников, пред царскими дверьми в церкви один священник, у четырех столпов четыре человека, от западных дверей до амвона три человека дьяконов. И на чтении святого евангелия на всяком возгласе звонили шестью по шестикрат, и из пушек стреляли по единожды; а как дочли св.евангелие, в тот час стрельба из пушек была великая. Как начали петь херувимскую песнь, в то время выстрелили из пушек единожды, и от северных дверей знатных мещан 24 человека вышло с великими свечами, восковыми, зелеными, и стали против алтаря, и стояли, доколе выход со святыми дарами кончился. В то время выстрелили из пушек трижды. Вдруг на словах Христовых паки была стрельба из пушек; также стреляли во время пения причастника; а на явлении св.тела Христова и святой крови была великая пушечная стрельба у той Братской церкви и по всему городу, и потом выстрелили шестью из пушек, и по отпуске св.Литургии выстрелили из пушек трижды. И как понесли артус, и паки мещане 24 человека с великими поманенными свечами шли кругом артуса; в то время великий был звон; на том звоне, из одной великой пушки стреляли.
В день св.Пасхи могилёвские жители благочестивой греческой веры имеют обыкновение из домов своих никуда не выходить, все в своих домах пребывают тот весь день. В то время в церквах пред царскими дверьми ставить столы во знамение гроба Господня, где лежала плащаница. Того же числа у вечерни был я в Братском монастыре; священников в облачении было 6 человек, дьяконов 3 человека, и по вечерни проповедник на кафедре сказывал сказание зело изрядно.
Апреля в 5-й день, т.е. в понедельник святой недели, был я у обедни в Николаевском девичьим монастыре. Та церковь каменная, иконостас великий, золоченый; там во время чтения св. евангелия, и на херувимской песне, и на словах Христовых, и на причастии стрельба была у той церкви из пушек, и пред царскими дверьми становились мещане с великими изрядными свечами 14 человек. И того же дня была в Могилеве процессия ходили со святыми крестами от всех благочестивых церквей к церкви Воскресения Христова. В той процессии священники шли в облачении и в шапках своих, который всегда носят, и пред церковью Воскресения Христова прочли св.евангелие, проповедник сказывал сказание на кафедре перед церковью, в стихаре белом миткальном и в епитрахили.
Апреля в 6-й день, во вторник св. недели, был я у обедни в церкви Воскресения Христова, что близко от города. В той церкви уборы и иконостас изрядные; у правого клироса в той церкви стоить образ чудотворный Пресвятой Богородицы. Того же числа был а в доме Могилёвского мещанина, который называется Захарип Антуфьевич. Дом имеет тот мещанин немалый, строение на дворе каменное, строение и уборы у него в палатах хорошие и сосудов серебряных немало. От того мещанина звал меня к себе; в дом другой мещанин могилевский, который называется Каскович. Тот мещанин дом имеет за городом, за рекою Дубровенкой. В доме его, строение деревянное хоромное изрядное.
Все мещане могилёвские ко мне были зело приятны, люди добрые: зело богатые. Того же числа поехал я из Могилёва в подлежащий свой путь и реку Дубровенку переехал под городом Могилёвом по мосту. Ночевал на лесу, от Могилёва отъехав польских 2 мили. Всей бытности моей в Могилёве было 8 дней.
Перевод и адаптация текста — ZH. Могилёв, 2013 год.